В преддверии форума "Современные корма для аквакультуры" директор практики "АПК" компании Strategy Partners Екатерина Михалева поделилась с порталом РЫБОВОДЫ.РФ своим видением состояния рынка рыбных кормов, его среднесрочной перспективой и анонсом темы выступления в рамках форума.
Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Екатерина, спасибо за время и возможность поделиться опытом с нашей аудиторией. Рынок кормов для аквакультуры продолжает меняться - начиная с ухода ряда зарубежных поставщиков в прошлом году и в связи с открытием новых заводов и границ для компаний из дружественных стран. Как вам видится эта картина перемен?
Екатерина Михалева / Strategy Partners: Если говорить про весь рынок кормов для лососевых в России, последние 5-6 лет он стабильно рос со средним темпом в 17% ежегодно. Причина такого роста - развитие в стране производства радужной форели и атлантического лосося. До определенного момента около 90% потребностей российских рыбохозяйств в таких кормах закрывались импортом - из потребных 140 тысяч тонн в год на долю зарубежных кормов приходилось более 125 тысяч. Начиная с февраля 2022-го года из РФ официально ушли крупные поставщики BioMar, Raisio, Skretting, и с того времени и по сегодняшний день рынок находится в стадии переформатирования. На текущий момент в страну завозятся корма из Норвегии (EWOS by Cargill), Польши, активно наращивают ввоз турецкие заводы, есть предложения из Ирана и Казахстана ("Салих"). Появились новые игроки - заводы в Беслане ("РусМодус", часть структуры собственников производителя кормов MananaFish из Армении) и Подмосковье (запустившийся в прошлом году "АльфаФиш"). Белорусский БНБК существенно увеличил долю контрактного производства ("Норег", "Агроматик" и другие).
Но, объективно по цифрам сравнение год к году говорит о том, что в 2023-м году импорт рыбных кормов у нас не снизится. Более того, возможно, он к концу года превзойдет показатели 2022-го. К слову, во многом на закупаемые объемы оказала влияние курсовая разница - в конце 2022-го при курсе в 60-70 рублей рыбхозы контрактовались максимально. Что будет происходить в ситуации с дальнейшим ослаблением рубля и уходом его за сто рублей к доллару, сказать сложно, однако, есть ощущения, что постепенно отрасль так или иначе в массе своей перейдет на рыбные корма отечественного производства.
Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Помимо ухода с рынка объемов Биомар, Райсио, Скреттинг - что еще и в какой степени затронуло отечественные рыбоводные предприятия?
Екатерина Михалева / Strategy Partners: Многие совершенно незаслуженно недооценивают тот пред- и постпродажный сервис западных компаний, который они культивировали и представляли рынку. Участие западных специалистов в тестировании кормов, расчетах и рекомендациях, сборе и анализе информации с рыбхозов, помощью в консультировании и т.д. Это то, чему сегодня неизбежно придется учиться отечественным предприятиям по производству кормов. Многие рыбохозяйства к такому сервису привыкли, ожидают его и готовы за него платить (принятием более высокой, чем в среднем по рынку, ценой кормов).
Отмечу, что ряд серьезных российских производителей это понимают, осознают необходимость глубже идти в бизнес своих клиентов. Заводы, с которыми мы общаемся, расширяют штат ветеринаров, ихтиологов и других специалистов, которые смогут более активно и плотно работать с рыбоводами. Поэтому,
Говоря о вызовах, которые стоят перед отечественными производителями кормов для аквакультуры, стоит отметить два основных - повышение качества кормов путем получения обратной связи и контроля производственных процессов и улучшение постпродажного сервиса.
Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Импортозамещение в аквакультуре - насколько далеко мы от фактического отраслевого суверенитета?
Екатерина Михалева / Strategy Partners: Ситуация с рыбопосадочным материалом - предмет отдельного разговора. Если в 2021-м году в РФ было завезено 4.3 млн штук малька из Финляндии и Норвегии, то в 2022-м году был жесткий провал. Текущие проекты селекционо-генетических центров, находящиеся в разных стадиях запуска и функционирования потенциально могут обеспечить страну в ближайшие годы объемом в 39 млн. штук малька, с потенциалом дальнейшего роста до 195 млн. штук в течение следующих десяти лет.
Если говорить про корма - в стране есть свои рыбная мука, рыбий жир, пшеничный глютен, лизин-сульфат. Чего нет - крилевой муки, витаминов С и Е, астаксантина, метионина и ряда других аминокислот. Несмотря на то, что эти компоненты на оказывают значительного давления на итоговую цену кормов, в стране они не производятся, вынуждены импортировать.
Собственно, на форуме мы поговорим о том, как эти факторы влияют на стоимость кормов и, далее, опосредованно, на себестоимость выращиваемой рыбы. Поговорим о том, как трансформируются во времени рецептуры, изменяются их составы и как это влияет на эффективность. Расскажем о текущей структуре спроса/предложения на рынке кормов для аквакультуры, и не только. До встречи на форуме!
СПРАВКА: Strategy Partners (АО «СПГ») — ведущий российский стратегический консультант, с 2010 года является дочерним обществом ПАО Сбербанк. Компания специализируется на услугах по разработке бизнес-стратегии и внедрению операционных улучшений для среднего и крупного бизнеса, государственных институтов в России и странах СНГ, реализует проекты в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей, регионов и городов.
ВАЖНО: Тому, как сегодня устроен рынок отечественных и импортных кормов и куда он разовьется в перспективе, будет посвящен ряд круглых столов в рамках форума "Современные корма для аквакультуры: рынок, эффективность, тренды", который состоится 24 октября 2023-го года в столичном Крокус Экспо. Программа и регистрация (бесплатно) - по ссылке.