Top.Mail.Ru
Недобор абитуриентов в вузы как диагноз профессии: рыбоводы вымирают?

Очередной "недобор" студентов на факультеты различных отечественных вузов страны, связанные с аквакультурой и рыбоводством, в который раз демонстрирует тот факт, что на текущий момент профессия "рыбовод" не пользуется в обществе особой популярностью.


Приемная кампания 2023-го года официально завершена, бюджетные места распределены, приказы о зачислении опубликованы. Хайтек - в топе, аквакультура - ... в нижней части списка. Если технические вузы в этом году реально боролись за поступающих (например, Казанский Федеральный Университет предлагал по 100 тысяч рублей каждому абитуриенту-стобалльнику, а Томский Политех сразу объвлял о гарантированном поступлении на ряд специальностей по баллу ЕГЭ), то в сегменте аквакультуры и рыбоводства в ряде вузов группы (на бюджетные места) оказались существенно недоукомплектованы.

РЫБОВОДЫ.РФ ранее рассказывали об актуальных трендах отраслевого образования, карьерных сценариях рыбоводческих профессий и перспективах выпускников в рыбопромышленном и смежных областях в материале Профессия рыбовод - предпосылки, потенциал, перспективы.

С вопросами о том, почему молодежь не стремится в отрасль, каковы причины отсутствия запроса на профессию рыбовод, кто и что должен предпринимать для популяризации профессии, редакция обратилась к экспертам портала РЫБОВОДЫ.РФ.

Сергей Афанасьевич Мальцев, сотрудник управления "Нижневолжрыбвод" (1976 - 2005 гг.), Почетный рыбовод России, кандидат биологических наук, убежден, что

Рыбоводные профессии начали терять свою привлекательность, когда институты рыбного хозяйства включили в систему университетов.

Например, Астраханский рыбвтуз влился в созданный университет АГТУ, и там - потерялся. Я считаю, что для пополнения промышленности кадрами рыбоводов

Необходимо расширять обучение без отрыва от производства (заочную форму) и создавать сеть профессиональных колледжей по регионам или направлениям рыбоводства.

Возвращение привлекательности рыбоводных профессий (впрочем, как и других производственных специальностей) обсуждать имеет мало смысла. Чем рыбоводы лучше? Если нет реальной государственной программы развития отрасли, то частники вынуждены самостоятельно искать решение этой проблемы. И они ее решают.

По большому счету, профессии рыбовод в чистом виде уже не существует, разве что в прудовых хозяйствах, где навыки больше передаются на практике, а не приобретаются в учебных заведениях - и долго, и дорого, и успеешь разлюбить профессию. Современная практическая аквакультура также легко обходится без глубоких знаний теории - достаточно соблюдать технологическую дисциплину.

Проблема обучения рыбоводных кадров может быть решена за счет расширенного доступа к знаниям практиков, уже связавших себя с рыбоводством, и обучения без отрыва от производства.

Проблему кадров, в первую очередь, надо решать для научных центров по рыбоводной тематике, так как требуется изобретать и продвигать новые технологические решения. В таких центрах возможны и престиж, и высокие заработки для талантливых. Центры смогут сами формировать свой кадровый состав, "дообразовывая" для себя нужных выпускников ВУЗов и являться одновременно распространителями теоретических и практических знаний среди специалистов рыбоводных хозяйств.

Антон Швец, руководитель КФХ "Галеон", специализирующего на РПМ под брендом "Рюдзин", отмечает, что поскольку предприниматели являются драйверами всех бизнес-процессов, то вопрос поиска и подготовки кадров - решать, прежде всего, им. При этом государство должно оказывать отраслям всяческую помощь - в части популяризации профессии в том числе. Сегодня же

Образ рыбовода в народных массах формирует, по большому счету, "аквакультурная инфоцыганщина", информационное поле забито именно ей. Вместо профессионалов-рыбоводов - блогеры, SMM-щики, спецы по криптовалютам и т.п. Тизеры лже-успеха мгновенно идеализируются, а между тем задача таких "аква-блогеров" - упростить процесс, возбудить интерес, продемонстрировать доступность и инициировать покупку оборудования - не более...

Профессор, доктор биологогических наук Сергей Владимирович Пономарев, научный руководитель проектов Астраханского завода "Бифф" (ассортиментная линия кормов для аквакультуры БИФФАЙН), считает, что

Привлекательность специальности связана напрямую с уровнем развития направления 'аквакультура'. Сегодня отрасль не может, за очень редким исключением, предложить престижную, хорошо оплачиваемую работу, условия труда и проживания на достойном высоком уровне.

Исключения есть, но их мало. Почти все выпускники стараются "зацепиться" за город или работают не по профессии. Необходимо развивать село, деревню, поселок, делая их привлекательными для жизни, чтобы люди из крупных городов могли переезжать без потери качества жизни. При этом, поддержка государства должна быть в этом вопросе центральной, остальное - образует бизнес. Пока же школьникам "ближе" экономические специальности, финансы, управление, юриспруденция.

Трудности с набором абитуриентов на направление 'аквакультура' были всегда. За 25 лет моего руководства кафедрой "Аквакультура", какие только мы не предлагали специализации, обеспеченные профессурой из крупных центров, с ресурсами и практиками. Но молодежь так устроена - все просчитывать: как и где будет работать, за сколько и с какими перспективами...

В Подмосковье, чтобы привлечь врачей из Москвы, власти доплачивают +20 тысяч рублей к окладу в месяц - москвичам. Это правильное направление и тот факт, что люди идут на такие условия - подтверждает это. Однако, необходимы большие усилия - нужны социальные фонды, льготные и безпроцентные кредиты, позволяющие построить на периферии добротный дом, купить машину. Необходимо проводить дороги - да, в самую глухомань в том числе. Тогда и дело пойдет. А сегодня даже в МГУ, к примеру, на специальность "ихтиология" поступают единицы. Почему? Не видно перспективы роста. В СССР набор составлял 120 человек...

Алексей Мышкин, руководитель филиала Филиал по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ "ВНИРО", убежден, что проблема недобора абитуриентов по профессиям рыбовод и ихтиолог - комплексная, и быстро ее не решить. Если раньше школьники, поступая в ВУЗы, довольно четко представляли себе, кем намерены стать, то

Сегодня уже при поступлении очевидно, что более 50% абитуриентов не будут идти в профессию по тому профилю, по которому они поступают.

Для многих важно сократить время между образованием и получением работы - потому и поступают больше в колледжи, чтобы скорее выйти на рынок труда. ВУЗам нужно начинать готовить абитуриента для себя прямо со школьной скамьи - посещать олимпиады, организовывать свои конкурсы, формировать у детей образ профессии, которой они обучают.

Специалистов нужно набирать не в университетах, а со школьной скамьи - другого пути "родить" качественного абитуриента, мотивированного идти в профессию - не существует.

Елена Моисеева, кандидат биологических наук, основатель "Школы рыбоводства FishLab", считает, что одним из мотиваторов прихода молодежи в сельское хозяйство, вообще, и в аквакультуру, в частности, может и должна стать современная автоматизация.

Молодежь пойдет в рыбоводство, когда в отрасли увеличится автоматизация и вырастет доля ИИ. Высокая культура производства рыбхозов, которые внедряют различные датчики, контроллеры, программы сортировки, автокормушки, подразумевает иное отношение и к самой профессии.

Матвей Коваленко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией ЮНЦ РАН, отмечает, что одной из проблем, с которой сталкиваются выпускники ВУЗов по направлению аквакультура - нежелание рыбхозов обучать/"прокачивать" молодых специалистов (дескать, все равно "поднатаскается" - уйдет на новое место). Многие предприятия даже на практику не берут студентов (а смысл "возиться").

Как итог, сложности с трудоустройством.

Замкнутый круг - меня не берут на работу, потому что нет опыта, потому что не берут на работу без опыта.

Олег Кашкарев, руководитель отдела рыбных кормов компании "Лимкорм", предполагает, что предприятия, которые занимаются реальным развитием аквакультуры, как своего бизнеса, всегда готовы принять, воспитать, решить вопросы релокации квалифицированных кадров. Квалифицированных - прежде всего, заинтересованных в своей профессии молодых выпускников, которых сегодня, увы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Безусловно, всех подряд брать и не стоит, только кто реально этого заслуживает. Это же касается и практикантов - всегда есть те, кому нужен лишь штамп о прохождении, и те, кто живет профессией.

Опасность потери специалистов вследствие смены места работы/локации у компании всегда присутствует, однако, если в них не вкладываться, и компанию, и отрасль ждёт деградация, чего никто из нас не желает.

Валентин Балашов, в недавнем прошлом руководитель территориального управления Росрыболовства, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна (МАПР СБ), совладелец форелевого хозяйства на Кольском полуострове, отмечает, что дискуссия по подготовке кадров (любых) для бизнеса (любого) в стране одинаковая.

Вопрос - кто должен платить за обучение (зарплаты преподавателям) и содержание (коммуналка, ремонты и т. п.) профессиональных учебных учреждений? Государство или бизнес? И если речь идёт о социальной сфере (врачи, учителя, специалисты, пожарные, полиция, военные, государственные и муниципальные служащие и т.д), то участие государства тут логично - все это бюджетники. Но почему все налогоплательщики страны должны оплачивать из своего кармана подготовку специалистов для частных собственников средств производства, условных усмановых, абрамовичей или воробьёвых?

Редакция продолжит следить за ситуацией в сфере образования по направлению "Аквакультура".


Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК.

Подписка на новости