Top.Mail.Ru
Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Транспортировка живой рыбы - реалии, риски, решения.

О том, как устроен рынок перевозки живой рыбы, что является критичным в ценообразовании, насколько сезонность влияет на стоимость услуги - в эксклюзивном интервью порталу РЫБОВОДЫ.РФ рассказал Андрей Воробьев, эксперт-рыбовод, основатель транспортной компании и одноименного телеграм-сообщества "Живая-рыба.РФ".


СПРАВКА: ИП Воробьев А.И. / ответственная транспортировка живой рыбы / тел. +7 (999) 720-89-89 / сайт:  ЖИВАЯ-РЫБА.РФ  / email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Андрей, спасибо за время и возможность поделиться опытом с нашей аудиторией. Ликбез по процессам, связанным с перевозкой живой рыбы - как все устроено в части оборудования, специализированных компаний, логистики и ценообразования?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: В общих чертах транспортировочные процессы, связанные с рыбным рынком, делятся на следующие категории: перевозка охлажденной и замороженной рыбы, транспортировка оплодотворённой икры, транспортировка рыбопосадочного материала и товарная живая рыба. По первому пункту спецтранспорт не требуется. Икра, личинка, малек (до 1-2 грамм) перевозятся в изотермических ящиках и кислородных пакетах обычными авто средствами. Специализированная техника подключается на этапе объемной перевозки именно живой товарной рыбы и РПМ.

На ультра-коротких дистанциях транспортировку рыбопосадочного материала рыбхозы, как правило, выполняют собственными силами. Региональные перевозки востребованы, в основном, продавцами живой рыбы, доставляющими ее на розничные точки либо в процессах передачи рыбы небольшими партиями от рыбхозов к водоемам платной рыбалки. Требования к оборудованию в этом случае достаточно просты - в минимальной комплектации это полиэтиленовые бочки с аэрацией.

Верхний уровень - магистральные перевозки живой рыбы/малька в больших объемах на большие расстояния. Здесь начинает играть роль специализация перевозчиков, предъявляются высокие требования и к оборудованию (способность держать температуру/аэрацию), и к техническому состоянию автотранспорта (поломки/остановки - риск загубления гидробионтов), и к квалификации водителей (стиль вождения, знание специфики). Как правило.

Спецтранспорт ответственного перевозчика живой рыбы подразумевает использование изометрических контейнеров, крио-цилиндров с жидким кислородом, резервных аэрационных систем, компрессоров, генераторов и различного рода датчиков контроля.

Именно оснащение определяет потенциально допустимую плотность посадки рыбы при транспортировке. Аэрация включает в себя подачу чистого кислорода и нагнетание воздуха, компрессоры перемешивают и дегазируют воду.

На плотность посадки при перевозке, - соответственно, на стоимость перевозимого объема (что важно рыбхозу), - влияют разные факторы: вид гидробионта, навеска, температура воды и воздуха.

Если речь идёт о товарном карпе, плотность посадки в холодное время года на расстояние в 1000 км или 24 часа пути может достигать 600+ кг на 1 куб.м. Если же речь идёт о молоди форели с навеской в несколько грамм, то на кубометр ее может оказаться менее 50 кг.

При использовании специализированного автотранспорта для перевозки живой рыбы и наличии точек пролива для ежесуточной смены воды в пути временные рамки транспортировочного процесса - практически неограниченны.

На расстояниях свыше 5-10 тысяч километров главным ограничением перевозки может быть только экономическая целесообразность (воды едет больше, чем рыбы).

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Парк спецсредств для перевозки живой рыбы и, соответственно, число игроков/перевозчиков в стране - как выглядит?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Внутрирегиональными перевозками занимаются преимущественно розничные и оптовые продавцы живой рыбы, транспорт по стране исчисляется сотнями единиц. Отраслевой специализированный транспорт для магистральных перевозок - несколько десятков машин, не более, а число компаний - можно "посчитать на пальцах двух рук ". Наш автопарк по отраслевым меркам достаточно солидный - мы располагаем 10 транспортными средствами полной массой от 3.5 до 27 тонн, автомобилями для городской доставки живой рыбы, машинами для региональных и магистральных перевозок.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Насколько измеряемо качество услуг по перевозки живой рыбы? Что необходимо понимать при организации ее транспортировки - на стороне заказчика?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Как бы грубо это ни звучало, основной критерий транспортировки - рыба должна быть живой. Как правило, контроль на приемке/передаче рыбы как на входе в транспортировочное средство, так и на ее выходе, осуществляют представители и заказчика, и перевозчика. По многолетней практике

В нашей компании случаев полного загубления рыбы при перевозке не было, бывают рейсы с небольшим процентом отхода, но - крайне редко, поскольку мы стараемся ответственно подходить к контролю оборудования. Ведь именно недостаточный контроль аэрации и кислородного режима могут стать основными причинами ухудшения состояния или гибели гидробионтов в пути.

К базовым моментам безопасности относится и температурный контроль воды - как во время пути, так и соответствие температуры набираемой в транспорт воды той, с которой рыба перегружается в баки на входе.

Заказчики встречаются разные - в одних аквафермах заранее переводят рыбу на транспортировочную температуру, в других рыбхозах перевозчику, условно, приходится набирать воду со скважины и выравнивать температуру во избежание температурного шока гидробионтов. Рынок рыбхозов-заказчиков в этом смысле очень фрагментирован, перевозчикам приходится работать с тем, что есть.

Безусловно, на входе/выходе/в пути необходимо отслеживать и не допускать признаков асфиксии (кислородного голодания). Даже если ваш перевозчик довез рыбу живой - ее отход может начаться спустя какое-то время уже после выгрузки с транспорта. Распространены случаи гибели каких-то особей во время погрузочных работ, но, как правило, это их число крайне незначительно.

В идеале, перед перевозкой рыба должна быть снята с кормления на несколько дней, однако, далеко не все рыбхозы выдерживают такой режим - часто в случае срочных продаж/поставок это требование игнорируется.

Но в целом,

С технологической точки зрения, залог качественной перевозки живой рыбы - выдерживать температуру, подавать кислород, отводить углекислый газ, вымывать аммиак.

Отмечу также, что рынок специализированных перевозчиков в своей массе сформировался из оптовых продавцов живой рыбы. На нашем примере это было так - в Воронеже функционирует наша живорыбная оптовая база и изначально перевозку рыбы мы осуществляли (и продолжаем это делать) для себя. Соответственно, позже наработанный опыт и инвестиции в спецтехнику было решено масштабировать на других производителей/продавцов.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: В какой степени рынок перевозки живой рыбы "цивилизован" - с точки зрения договорной базы, страхования ответственности, прозрачности и т.п.?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Рынок транспортировки находится в своей ранней стадии развития, большинство сделок, проходят в "серой зоне" - часто без соответствующей контрактной базы, на устных договоренностях, во многих случаях за наличный расчет. Обычно рыбхозы выписывают товарно-транспортные накладные и ветеринарно-сопроводительные документы для системы "Меркурий", но далеко не все и не всегда. Страхование груза "живая рыба" в стране пока отсутствует как класс. Ответственным перевозчикам довольно сложно работать в подобных условиях. Хотя основания для позитива есть и отечественный рынок во многом усилиями государства движется к прозрачности и "цивилизации".

В текущих же реалиях "дичи" хватает. Присутствуют различные риски/уловки - например, рыбхозяйства при телефонной заявке на выезд завышают навеску рыбы, скрывают какие-либо проблемы с ней. Из недоразумений в топе историй случаи, когда непосредственно на точке загрузки в рыбхозе при сливе воды с садков оказывается, что объем рыбы существенно меньше предполагаемого.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Как происходит выбор транспортной компании рыбхозами, что на это влияет - срочность, цена, локация, доверительные отношения и т.п.? Ценообразование услуги - из чего складывается, как зависит от расстояния/объема партий/срочности и т.п. Как выглядит сезонность рынка перевозок живой рыбы? Есть ли негласные платежные правила - отсрочки, дебиторка и т.п.?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Обычно

Выбор перевозчика живой рыбы рыбхозом происходит по параметру локации. Ценообразование услуги подразумевает учет всего пробега автотранспорта "на круг" от гаража до гаража, поэтому дистанция - ключевой фактор, влияющий на цену.

Основной критерий - расстояние машины либо от точки погрузки, либо до точки выгрузки, это сокращает общий пробег и, соответственно, ценник мероприятия.

Цена формируется на основе пробега, под запрашиваемый объем перевозимой рыбы выбирается транспортное средство, при этом чем больше суммарный объем транспортных контейнеров - тем выше цена. Для постоянных клиентов могут действовать понижающие коэффициенты, для срочных заявок - повышающие.

Практические вилки цен в рынке могут быть очень разрозненными - особенно, если говорить о внутрирегиональных перевозках без особых требований к оборудованию.

У магистральных перевозчиков живой рыбы вилка цен на текущий момент - от 70 до 140 рублей за км. в зависимости от дистанции и перевозимого объема.

Во многом, к слову, популярность и востребованность услуг именно нашей компании определяет наша базовая локация - Воронеж географически равнодистанцирован по отношению к большинству рыбопромышленных регионов центральной России .

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Товарно-видовое перемещение - как выглядит эта картина в части объемов, сезонов, динамики?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Перемещение зависит от сезонности и географии. К потребительским центрам с максимальной плотностью спроса - Москве/Питеру - с севера едет форель, с юга - карп. Весной на север поедет малек форели, а с юга - малек карпа,. Лето - сезон товарной рыбы, транспортировка товарного карпа с рыбхозов на объекты платной рыбалки. Зимой - судак, щука и форель на водоемы зимней рыбалки.

Весна - время перевозки рыбопосадочного материала, самый высокий сезон, максимальная загруженность и цена, потому что все хозяйства страны зарыбляются практически единовременно. Пиковая загрузка перевозчиков живой рыбы - апрель-май, "выходной" месяц - январь.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Одноименная телеграм-группа "Живая Рыба РФ", созданная вами, на сегодня является крупнейшим в tg рыбоводным комьюнити - откуда "растут ноги", в чем причина успеха, что в топе интересов участников?

Андрей Воробьев / Живая-Рыба.РФ: Изначально

Телеграм-сообщество "Живая Рыба РФ" создавалось нами как живорыбный маркетплейс, каковым, он собственно и стал - #1 в России. Актуальность определяется целями, которые соотносятся практически с каждым рыбоводом в стране - продажа/покупка товарной живой рыбы и рыбопосадочного материала, поиск/предложение услуг по перевозке живой рыбы спецтранспортом, запросы/предложения по кормам и оборудованию.

На текущий момент эта торговая площадка насчитывает более 1600 участников реального рынка и динамично развивается: реализация, ритейл, логистика - это к нам. Дискуссионная экспертная часть выделена в отдельную tg-группу "Как работают рыбхозы", где около 600+ коллег по рыбоводному цеху общаются непосредственно по предметным проблематикам - ихтиологии, рецептуре, переработке и т.п. Собственно, всех приглашаем присоединяться, ссылка: "Живая Рыба РФ".

СПРАВКА: ИП Воробьев А.И. / ответственная транспортировка живой рыбы / тел. +7 (999) 720-89-89 / сайт:  ЖИВАЯ-РЫБА.РФ  / email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..


Чтобы оставаться в курсе самого важного в индустрии - РЫБОВОДЫ в TELEGRAM и паблик в ВК.

Подписка на новости